Традиционно, первой волной эмиграции, считаются 1917 – 1928 годы. В действительности, первая волна была ещё в царской России в 1900 – 1905 годах. Тогда выезжали духоборы, староверы, евреи.
В начале 90-х годов, я была знакома с женщиной из общины староверов, которые живут в Анкоридже, штат Аляска. Им удалось сохранить свой язык, обычаи и культуру и веру. Живут они очень обособленно, внешний мир их мало интересует. Так получилось, что появилась она в моей жизни, в трудное для меня и моей семьи время. Мы только приехали, мой сын пошёл в нулевой класс американской школы, не зная не одного английского слова. Её дочь была в одном классе с моим сыном. Она переводила для него слова, помогала ему освоиться в новой обстановке. А через 6 месяцев они уехали, но для пятилетнего ребёнка этого было достаточно, чтобы заговорить на английском.
Прошло больше 20 лет моего прибывания в Америке. Но я никогда не забуду эту удивительную женщину с 11 детьми, кто вселил в меня уверенность, что эта страна тоже станет для нас домом.
Наш отъезд, относится к пятой волне эмиграции. Это уже была экономическая волна эмиграции. Беженцев стало меньше, а вот специалисты, с хорошим образованием, стали уезжать при первой возможности.
Мы можем называться эмигрантами, а можем называться граждане мира, да это не имеет значения. Ведь «эмиграции навсегда» больше не существует. Границы открываются, паспорта и визы стали для нас чем-то повседневным и естественным. Ну, а возможность ездить и выбирать – теперь есть у каждого. Мы вступили в эпоху единства и многообразия. Выбирайте!